Поздно, тёзка.
В субботу всё свершилось. Надеюсь, одним разом обойдётся, а может и повторно пойду. Тогда, может и не поздно... Ну, посмотрим попозже на оценки. А пока - как это было, кому интересно.
С 8:30 до 9:30 была регистрация. Очень рано приезжать смысла нет. Оказаться с кем-то из знакомых за соседними партами тоже не получится. Всех рассаживают по спискам. Для теста снимали два этажа московской школы на ВДНХ. Народу сдавало много. Академик/дженерал примерно фифти-фифти. Приходишь, в классе уже наклеена твоя фотка с номером на парту и время спикинга. Сказали, что три части пойдут сразу одна за другой, без перерывов. О туалете лучше позаботиться до. Можно и по ходу, но за счёт своего времени и не позднее 5 минут до окончания любого раздела. Если дёрнешься на лиснинге – в перерыве «одноклассники» уши открутят.
Пепси-колу не разрешали, а бонакву всякую – без проблем. Об этом предупреждали раньше. Один парень у нас в классе попросил разрешить положить на стол шоколадку. Она ему – вообще-то это нельзя. Он – ну пожалуйста. Она ему – ну зачем Вам шоколадка на тесте? А он – а вдруг я есть захочу. Разрешила, но просила не шуршать. Так ему и не до шоколадки было.
На столе два карандаша и ластик. Ручки свои нельзя. И вообще, ничего нельзя. Часы большие висели на доске. И ещё мелом писали, сколько осталось. Для слепых дублировали голосом.
Сначала лиснинг был. Дали послушать пробную запись. Я сидел на предпоследней парте. Слышно было очень хорошо. Но за окном зарычали самосвалы. А сзади меня сидела девушка. Я только подумал, а она и говорит – закройте окна, пожалуйста. Окна закрыли. Если Вам достанется задняя парта и плохо слышно будет – не стесняйтесь, попросите добавить звук. Там все друг друга боятся, в том числе и девочка, которая ведёт тест. У нас ничего, а в другой аудитории одна вообще еле прочитала задание к разделу. Там же по-английски надо. В общем, лишние волнения ни к чему, всё там по-простому.
Есть две вещи, которых я боюсь больше всего на свете – это получить глубокого нэйтива на спикинге и австралийцев на лиснинге. Австралийцев на слух не предлагали. Это нам повезло. Кто слушал, тот поймёт. Тексты – женщина описывала утерянную сумку, потом карта учебного центра(посмотрите налево, а вот напротив, а вот позади). Потом расписание курсов каких-то. Скачешь по табличке и заполняешь поля. Потом был какой-то глобальный текст, не помню точно, какие-то поездки по пустыни от университета. Тоже несложный в общем-то. А передо мной девушка сидела. Я один раз увидел у неё ответы. Случайно. С моими не совпадали. Но я на курсах привык уже, что бывало вся группа ошибалась, а кто-то один оказывался прав. Это я к тому, что глазеть по сторонам вредно. Гни свою линию и не отвлекайся.
Ридинг тоже оказался несложным. Первые два текста – какие-то положения о соревнованиях на великах и байках. Заполните пропуски, T/F/NG, ну как обычно. Потом большой текст про историю калькуляторов. Какая фраза какому абзацу и какая фраза про какой калькулятор. По сравнению с тем, что было на курсах – гораздо проще. А может мы уже так наблотыкались. Проще – не значит, что я всё угадал, это мы скоро узнаем. Это именно, что проще и всё.
Ближе к концу ридинга у меня закончился первый карандаш. Я взял второй, а там грифель шатается. Кое-как переписал ответы, и когда она собирала работы, попросил дать новый. Та ушла за карандашом. Вдруг слышу сзади – «возьмите, пожалуйста». Это та девушка, которая позади сидела, мне свой протягивает. Приятно было…
Но он уже и не понадобился. На райтинг всем выдали ручки. Хорошие ручки. И задания. Да, забыл, перед каждым разделом зачитывают ещё раз рекомендации по выполнению. Например, перед письмом зачитали, что несильно налегайте на первую часть. Оставьте больше времени для эссе, это важнее.
Слева от меня сидел уже парень. Он начал дрыгать ногой. Он не замечает, а меня отвлекает. Пришлось разворачиваться в другую сторону, ну, неудобно делать человеку замечания. Кандидаты, следите за собой. Ушёл я с головой в работу. Надо было написать письмо другу, о том, что я moved куда-то, почему и зачем, и чего тут хорошего, и к себе пригласить. Я написал:
«Привет-привет,
Как ты помнишь, долго я хотел иммигрировать и вот свершилось. Живу теперь в Калгари. Тут хорошо. Firstly, в центре прикольно, небоскрёбы там, туда-сюда. Moreover, полно чудных скульптур на улицах. Не такие, как я привык дома, но тоже интересно. Secondly, тут природа. Горы всякие, озёра. Вода чистая и в ней лес отражается. In addition, рыбалку хотел похвалить бы.
Приезжай, друг Коля, how I wish you were here.
Looking forward to hearing from you когда же у тебя наконец отпуск там будет.
Best regards,
Твой.»
На это ушло 20 минут. Всё по графику.
Эссе попросили на тему, мол, многие люди испытывают трудности с публичными выступлениями и презентациями. Согласны ли Вы, что это важные skills и не пора ли начать учить этому детей в школах. Стал я писать план. Вроде, тема простая, а на 250 слов ну никак не могу мысль разлить. Смотрю – 7 минут позади, а я всё на месте топчусь. Стал рожать прямо по ходу.
«В наше время пошла такая жизнь, что от активности конкретного индивида многое зависит в его судьбе. Умение ясно и понятно выразить свою мысль на публике играет в этом деле не последнюю роль.
I believe, что это очень важный и полезный навык. Firstly, для учёбы в универе. Secondly, для карьеры. Проекты там представить, результаты работы какой. Moreover, в повседневной жизни это тоже не последнее дело. В магазине, в транспорте, других общественных местах бывает важно быть правильно понятым окружающими во избежание всяких траблов и мисандестудов.
Казалось бы, необходимость обучения этому в школах очевидна. Это было бы очень гуд, если б детишки росли подготовленными в этом плане. On the other hand, школьная программа и так перегружена, и стоит ли вводить эти курсы-то ещё? А не проще ли учить этому во время обычных уроков? Any way, нужен материал какой-то для развития этих навыков. Вот пусть на обычных уроках и развивают.
In conclusion, я хотел бы сказать, что понимая всю важность вопроса, считаю ненужным грузить детей лишними часами. А пусть лучше учителя поднатужатся на эту тему. И будет всем счастье.»
Только поставил точку и объявили, что тайм из овер. Было 12:30.
Спикинг мне достался в этот же день в 15:00. А кому-то назавтра надо было ехать на Охотный ряд. Пошли мы пообедать. Да, горячее было лишним. Надо было ограничиться салатиком. В итоге, на спикинг я пришёл с набитым под завязку пузом, куда отхлынула от мозгов вся кровь, в следствие чего резко сузился активный словарный запас. С другой стороны, как-то и волнения улеглись, стало как-то всё лениво и пофигу. Вот в таком состоянии меня и попросили пройти в аудиторию…
Приходите на спикинг пораньше. Бывает, кто-то не является и Вас могут вызвать вместо него, время сдвинется. Или был случай, парень зашёл и вышел. Он недавно сдавал и попал на того же экзаменатора. А на того же можно не чаще раз в 3 месяца. Та его узнала и отправила к другому. Так, один из нас оказался на ковре на 15 минут раньше. Моя никого не узнала и в 15:00 началось.
Всё было очень дружелюбно и приветливо. Она оказалась русской. Большей удачи и ожидать нельзя было. Я понимал каждое слово. Это здорово помогло. Вообще, ощущение ЭКЗАМЕНА как-то сразу улетучилось. Вот как будто не экзаменатор, а просто оказались в одной электричке в полупустом вагоне. Ехать далеко, надо время скоротать как-то… Интересный человек, сам проявил инициативу пообщаться… А почему бы и нет. Да ещё так задорно у неё всё это получалось, в глазах интерес, на лице улыбка:
- Меня зовут Ирина Иванова. А как Ваше полное имя?
- А меня – Василий Тёркин.
- Откуда Вы будете, Василий?
- Из Москвы. Это в России город такой есть, он…
- Поняла-поняла. Чем занимаетесь по жизни?
- Дык,
лужу-паяю системами отопления и водоснабжения. По строительству мы, в общем…
- О! Наверное, это трудная работа?
- Да как сказать. Раньше трудно было, лет десять назад. А сейчас уже ничего, вроде.
- И с чем это связано?
- Дык, опыт – сын ошибок трудных. Поначалу всегда трудно. А потом разобрался что к чему, вроде и ничего.
- А вы используете какие-нибудь machines по работе-то?
- Да юзаем всякий струмент, но я б это не назвал машинз. Просто всякий специализированный для монтажа труб.
- Как Вы думаете, какие изменения могут произойти в вашей отрасли в ближайшее время? Ну или вообще, в будущем?
- Наверное, это будет зависеть от того, как будут развиваться технологии монтажа. Думаю, от рабочих не будет требоваться такого высокого мастерства и квалификации, как сейчас.
- А Вы следите за новостями?
- Ну да, конечно.
- А как?
- В Интернете читаю. И по радио в машине когда езжу.
- Новостями больше интересуется молодёжь, чем олд пипл.
Смотрю на неё. Вопроса-то как бы нету. А она мне кивает – давай, не тормози, плёнка крутится.
- Да несогласный я…
- Да?
- Да. Чего молодёжи за новостями так уж следить-то? Они работают, учатся, они независимые. Вот старики, по-крайней мере в России, всё ждут улучшений каких-то, изменений в сторону better life. Вот они больше следят, наверное.
- А Вам новости для чего?
- А я в Канаду иммигрирую. Вот, смотрю, как чего там у них на Западе. Особенно в Северной Америке.
- Вы считаете важным быть в курсе up-to-date news?
- Да нет…
- … да что Вы? Почему же?
- Ну вот сегодня премьер-министр Канады сказал одно, а завтра другое. Я и буду нервничать то и дело? Так и передумать недолго. Лучше уж так, в общем как-то, общие тенденции…
Она рассмеялась:
- Ок, теперь Ваша мысль ясна. Давайте поговорим о каком-нибудь периоде Вашей жизни…
- Почему бы и нет?...
Дала мне бумажку с заданием. Выберете любой период, чем он такой особенный, что запомнилось и почему…. В общем, я про студенческие годы стал. Внятного монолога на 2 минуты не получилось. Просто выдавливал из себя. Ну, не пошло как-то… Уж она и кивала, и вздыхала пока время не истекло…
- А сейчас Вы сильно изменились?
- Ну конечно, дети, семья. Но глубоко в душе, наверное, такой же.
Дальше мы порассуждали на тему возраста of legal responcibility. Тоже про детей там, да с какого возраста, а что насчёт 21 год? Об этом мы хорошо пообщались, типа:
- А вот, знаете, они такие сейчас не по годам прямо умненькие, такие прямо рано повзрослевшие. Может нам уже пора что-то с этим делать?
- Смотря что делать,- говорю. – Тут есть формальная и неформальная сторона вопроса. Я не думаю, что надо прямо там менять Конституцию или законы какие. Можно всё это исполнить как-то в playful манере. Ведь не законы главное, а то, что общество может этим детям предложить.
- А что бы Вы предложили? Вот если б были такие возможности? Ну, например?
- Ну, например, разрешил бы работать тем, кто хочет. Только создать надо им соответствующие условия и соответствующие рабочие места. Тянется ребёнок к взрослой жизни – надо удовлетворить его интерес. Только чтоб всё по-правильному было, без перегибов.
- Ок, спасибо Вам большое.
На том и расстались. Конечно, я давал более полные, развёрнутые ответы. Но буков в этом рассказе и так набралося... Уж додумывайте сами.
Результаты будут через 2 недели.