Ну все тут о программёрах, а я хотел бы сменить тему. Расскажу-ка я о знакомых людях с IT никаким боком несвязанных.
Рассказка первая, комическая - Коля тракер.
Жил -был в небольшом селе на ридной неньке Украине водитель Мыкола. Водил он КамАЗ и мечтал купить себе когда-нибудь Жигули «девятку». Познакомился он в 1996 году с одними делягами, которые на его КамАЗе товар возили. Как-то пили они горилку и толковали "за жисть" и один из них стал рассказывать о чудесах жизни в Канаде. Сам тот товарисч в Канаде не разу не был, но рассказывал бурно и убедительно. В результате Коля «повелся» - а что мне терять, в самом деле?
Продали они старый 412й «Москвич» доставшийся от тестя, доложили денег, что копили на «девятку» и в 1997 г. дали делягиному другу из Канады деньги – ажно 9000 убитых енотов. Не надо и говорить, что деньги были для Мыколы космические, даже занимать пришлось. Вроде бы сюжет просчитывается на пять шагов вперед – лох + деляга + деньги вперед. Тем не менее, я вас разочарую – его не кинули, как это принято в Совке. Повезло Мыколе! В его небольшом донбасском городке таких как он набралось 15 человек. Товарисч «канадский адвокат», а на самом деле еврей иммигрант на велфере, который «сек фишку» в иммиграционном процессе, решил взять беспроцентный безвозвратный кредит. Типа – вот вам документы – дерзайте. Но в одном он прокололся – одна из семей была непростая, ух совсем непростая! Тесть там был одним из местных «крестных отцов», во всяком случае, пока его не застрелили через пару лет, был в городке большим «авторитетом». Когда он узнал, что деточки отдали «нажитые непосильным трудом» то сильно гневался. В общем, несчастному адвокату «объяснили на пальцах», что Канада – это недостаточно далеко для них и в качестве аргумента спалили машину его брата, все еще живущего в городке. Товарисч проникся «по самое не могу» вернулся из Канады и деньги отдал всем, а «авторитетным», поговаривают, даже с процентом. Причем, в соответствии с указаниями «свыше» (перемежаемыми добрячими подзатыльниками), «волонтерил» «адвокат» с отъезжающими отчаянно, в силу своих ущербных сил. Подготовка была аховская, когда я, спустя несколько лет, перечитывал их бумаги – от смеха удержаться было трудно. Тем не менее, документы были поданы, как ни коряво они были составлены.
Были созданы две группы выезжающих в Киев на интервью с квебекским консулом. Мыкола был во второй. Первая сгорела подчистую – подвел таки «адвокат»! Комических ситуаций было хоть отбавляй! «Адвокат» посоветовал своим подопечным выглядеть «солидно, чтобы консул понял, что вы богатые люди». Ну, каждый конечно понимает это по-своему. Армянская семья, вызванная первыми на интервью, поняла это буквально. Размеру креста на широкой волохатой армянской груди позавидовал бы сам католикос всех армян. У жены кроме колец на каждом пальце, трех цепочек и браслетов присутствовали еще и подвески на ушах немереного веса. Как люди солидные они не стали тратить времени зря и потребовали визы и сразу «а то поезд скоро уезжает». Консул, мягко говоря, опешил, но в силу франко-канадского воспитания прочел им лекцию на тему иммиграции. Не надо и говорить, что будущие квебекцы не поняли ни слова – «зачэм нам учыт этот жабский езык?» Тогда армяне приняли тактику номер два – скороговоркой стали тарахтеть первую страницу подготовленного «адвокатом» текста о семье, работе, Канаде и т.д. (написанного по-французски с ошибками русскими буквами). С учетом традиционного кавказского диалекта французского языка «мамамылараму» покажется шедевром словесности! Переводчица пыталась объяснить им что-то, но вдруг консула заинтересовала пестрая цветная бумажка в их документах. «Адвокат» дал им сертификат членства в обществе украино-квебекской дружбы. Консул внимательно прочитал сертификат, подивился количеству грамматических ошибок и задал совершенно банальный вопрос: « А сколько вы платите за членство в этом обществе?» Ну люди ж солидные, продешевить нельзя, сказали 100 у.ё. в месяц. Следующей семье задали аналогичный вопрос – ответ был 10 уёв в год. Следующие гордо изрекли – «Мы не за деньги дружим, мы из интернационализъма!» и т.д. и т.п. К сожалению, у еще не прошедших интервью семей не было возможности встретиться с прошедшими и скоординировать тактику брехни. Поэтому погорели все.
Вторая группа попадала на интервью под конец года, в декабре. По сей день Мыкола искренне уверен, что на посла произвело впечатление вышитое его женой кленовыми листьями полотенце, подаренное послу как знак рвения в Канаду. Я же думаю, что в 1997 был приличный недобор по иммиграции, поэтому посольствам дали негласное распоряжение –«пущать всех» чтобы не портить статистику для отчета перед налогоплательщиками. Хотя мои слова являются субъективным мнением, гнусными домыслами, собачьей чушью – нужное подчеркнуть.
В общем, безо всякого знания английского и французского, практически без денег, толком не понимая, зачем и куда двое взрослых и двое детей попали в Пирсон весной 1998г. Сюжет классический – «пуститя Дуньку у Явропу!»(копирайт советский драматург Конст. Тренев). За несколько месяцев до отъезда один знакомый моряк рассказал Мыколе, что когда они заходили в порт Сарния в Онтарио, он встречался там с украинской общиной и они приглашали его там остаться. Для Мыколы слово Сарния стало маяком – тудыть нам надо! Прямо в Пирсоне они сели на быстроногий «Роберт Кью», конкурент «Грейхаунда» в тех краях (по 60 каксов с души) и поехали в сказочную страну Сарнию.
Сразу по приезду сказка не срослась – не ждали новых украинцев транспаранты «Велком!» на въезде в город, а когда Мыкола заплатил в гостинице 70 каксов + 20 обед на всю семью в МакДональдсе, настроение слегка упало. Но тут судьба очередной раз выкинула свой кульбит – администраторша в гостинице была женой украинца. Она рассказала мужу об украинских бедолагах, которые даже карточку регистрации в гостинице не смогли заполнить. Тот связался с одной из двух в городе украинских церквей. Те прониклись (за что были беспощадно критикованы другой церковью) и большой делегацией приехали к ним. В общем, первый месяц, пока не нашли квартиру, Мыколыно семейство жило в домике у священника и каталось на его втором черном Кадиллаке выпуска шестьдесят-лохматого года. Обставили квартиру и помогли первое время им те же хохлы – деды и бабки от 60 до 90 покинувшие ридну неньке до/после войны – это и была и есть украинская коммюнити Сарнии.
Потом все стандартно – школа ЕСЛ/ЛИНК, велфер, работа на фабрике за червонец в час, параллельно учеба на трак драйвера. Для старта 0,38 долларов за милю, потом 0,42. Потом покупка собственного трака – 1,25 за милю, как владельцу, но весь ремонт и топливо за его счет. Первый дом, второй дом, первая машина, вторая машина, учеба жены в колледже, устройство на работу чертежника КАДом. Через несколько лет забрали родителей из Украины, купили им дом, потом продали два дома, съехались со стариками, не ужились с ними, отправили домой, купили им дом на Украине. Сами на Украине еще не были – говорят – не за чем. В третьем доме решили занять мэбелью – типа чтоб не хужее чем у людей! Район престижный, соседи адвокаты и врачи, поэтому от них скрывают, что Мыкола работает на траке – несолидно. Говорят, что работает «в транспортном бизнесе».
Ух и гигантский у меня офф-топище!!!!
Ну, немного по делу. Трак-драйвер. Сначала сдать на все права – G1, G2. full G (легковая), потом A, Я (трак). Учеба в тракерской школе – 3 мес., стоимость небольшая (по-моему, около 3-4х штук, можно и в кредит). С работой устроиться – нет проблем, все газеты забиты объявлениями о найме тракеров. Тенденция такова, что работы им меньше не становится. Причем берут даже новичков, почти без знания языка и пресловутого «канадского экспириенса». Мотаются в основном на Штаты, во всяком случае, реальные деньги зарабатывают именно там. Для этого надо получать американскую визу, но у тракеров с ней проблем нет. По деньгам – от 35 штук в год для начинающего тракера – наемника. Одна ходка в один конец Торонто – Калифорния больше 4500 км, Ванкувер - Флорида больше 5500 км, помножьте расстояние на хотя бы 35 центов, вы получите зарплату тракера грязными в неделю. Если нанимаешься в серьезную компанию типа Шнайдер
http://www.schneider.com, то можно получать поболее, плюс куча бенефитов. У хозяев траков своя арифметика 1,20 за милю минус бензин, ремонт, кредит за трак, страховка, налоги, расходы в пути и т.д. и т.п. Правда хозяин тарка – селф-емплойд, ЧП по-нашенски, очень многие расходы списывает с налогов. В общем чистыми выходит 50-80 штук, если не надрываться вусмерть и нет серьезных ремонтов. Некоторые чистыми до 100 штук имеют. Тот же Мыкола, о котором я писал, грязными в 2004 закрыл больше 140 штук, значит чистыми было больше 60. Многие владельцы траков через несколько лет покупают несколько траков и нанимают наемников работать на них, хотя тоже дело рискованное – всякое бывает, очень зависит от водителей. Минусы – тяжело очень и работа тупая – рулишь по 12 часов в день, если один – поговорить не с кем, если тимом (вдвоем) то физические нагрузки больше – вдвоем рулят без остановок на отдых и сон. У многих от малоподвижного образа жизни возникают профессиональные болячки – геморрой, язва желудка, артриты и т.д. и т.п. Условия работы конечно с совковыми не сравнить, но я сам, съездив пару рейсов, принял ленинское решение «Мы пойдем другим путем», о чем ни разу еще не пожалел.