Тут спрашивали:
Oscar wrote:2 Nicola:
Еще кое-что. На сколько я сумел заметить менталитеты Квебекчан и англо-канадцев тоже различаются!? Или не так?
Процесс адаптации в Квебеке, в отличии от аглоязычных территорий, будет имееть свою специфику или это не имеет значения?
Насчёт менталитетов я бы поостерегся обобщать. Нет единого квебекского менталитета. Как, наверное, нет и канадского. Просто издалека виден канадский "лес", а подойдёшь поближе - видишь только отдельные "деревья". Страна сложена из иммигрантов со всех концов света. Тут можно видеть и не до конца освобождённую женщину Востока с закрытым до глаз лицом и уж слишком освобождённых "жриц любви" на одной автобусной остановке. Сикхский ребёнок может ходить в обычную школу с ритуальным кинжалом - "кирпаном" (т.к. он составляет часть религиозного одеяния), а более безбожного населения в целом я не видел более нигде.
Пожалуй, что более-менее объединяет канадцев, так это ненасилие и нежелание ввязываться в какие-либо конфликты. Вообще, не боевой народ (кроме хоккея, разумеется). В армию какими тут пряниками не заманивают, и всё равно значительная военнослужащих - женщины. Военного бюджета почти нет, престижа у военной службы - тоже никакого. Во всей армии один генерал, и тот - майор. Был ещё один генерал, ещё со времен 2-й мировой войны, так недавно умер. Канада всегда представляла политическое убежище американским дезертирам (началось со времен Вьетнама, сейчас - в очереди стоят иракские "отказники" и Буш ничего поделать не может). Канада отказалась предоставлять американцам свое воздушное пространство для противоракетной обороны с полярного направления, справедливо рассудив, что на неё бомбы никто через полюс кидать не будет, всё полетит несколько дальше к югу. Как ни п.сал кипятком американский президент, "нет" было окончательным. Вообще, что бы тут ни творилось, ответ один, типа "лишь бы не было войны".
Изрядно поистёрлась граница между мужским и женским полом. Явление это можно выразить кратко, хотя и грубовато: мужики - как бабы, бабы - как мужики. Это касается буквально всего. Но по вопросу однополых браков, например, мнения в обществе сильно разделились. (Сейчас в парламенте рассматривается окончательная версия закона).
Процесс адаптации в Квебеке, наверное, отличаться будет, но не сразу. После 5-6 месяцев, когда вы начнёте что-то такое различать.
Однако и в первые месяцы будут сразу сюрпризы. Например, всем женщинам (замужним, разведенным) присваивается обратно девичья фамилия в, так сказать, приказном порядке. Хочет этого кто-либо или нет. Некоторые от этого просто в шоке. Просто прежняя (и уже подзабытая) фамилия вдруг раз и одновременно появляется на всех выдаваемых документах и всё тут. Таков провинциальный закон. Онтарио (да и другие провинции) таких фокусов, насколько я знаю, не проделывает.
Вас отправят в почти обязательном порядке в школу для изучения французского языка. Мало того, что это бесплатно, так ещё если вы будете посещать дневные занятия full-time, то будет и стипендия. Там же в школе, по мере продвижения во французском вы познаете, что вся матерная ругань в Квебеке состоит исключительно из названий предметов церковного обихода. Например, матерными (и, соответственно, непечатными, которые иногда, при необходимости процитировать прямую речь какого-нибудь правонарушителя, стыдливо пишут в газетах с точками в середине) являются слова:
"дарохранительница" (
табернакль или попросту
табарнак - самое знаменитое восклицание, характеризующее квебекцев, как пароль, по которому они узнают друг друга в любой части света),
"чаша с вином для причащения" (
ка-лисс),
"кубок для хранения опресноков" (
сибуар),
"священное таинство" (
сен-сакреман),
"Христос" (цедится через зубы как
крисс и употребляется чаще всего там, где русский сказал бы
е.-мать),
"(Святая) Дева" (
(сент)-вьерж, имеется в виду Богородица и непорочное зачатие),
симонак (не имеет перевода и произошло, скорее всего, от настоящего имени первого апостола Петра, которого до встречи с Иисусом звали Симоном), по моим наблюдениям, очень грубое слово и употребляется по этой причине только в крайних случаях,
"Великий пост" (
сен-карем, и вообще, если обобщить по индукции, любое обыкновенное слово с прибавлением
сен(т)- автоматически становится ругательным, не всегда, правда, матерным),
"просфора" (
ости),
и т.д.
Последнее ругательство часто сокращается до
-сти и по положению в речи (присоединяясь к концу слов), служит более-менее точным эквивалентов русскому
-бл.". Ни французы из Франции, ни канадцы мз других провинций, будучи в Квебеке, этого ничего до поры до времени не понимают, даже когда их напрямую посылают к "Исусу" (см. выше).
(Названия же половых органов и связанных с ними действий употребляются в речи самым обыденным образом, в разговоре кого угодно с кем угодно наравне с названиями других частей тела, типа глаз, нога и т.д., не имеют никакой ругательной окраски и никто не стесняется их произносить. Одно только бранное слово, пожалуй, является исключением, в силу своего совершенно интернационального характера, это
ж.па, по-французски,
кю, его понимают и французы, хотя к половым органам её можно отнести лишь условно)
Детей заберёт школа (или детский сад), и через месяца 2-3, когда ребёнок начнет бойко что-то лопотать на школьном арго, вы услышите в потоке незнакомых слов что-то такое вразумительное по поводу прав человека вообще и прав ребёнка в частности. Советую всем с этими правами познакомиться заранее и постараться не нарушать. Политизация школы вообще зашла гораздо дальше пионерско-комсомольских отрядов Советского Союза. Новоявленные Павлики Морозовы ходят тут рядами и колоннами.