Существует хорошая статья на эту тему, рассчитанная даже на тех, кто очень мало понимает в устройстве автомобиля:
Всем кто-только-приехал-и-нужна-машина-а-денег-нет ПОСВЯЩАЕТСЯ
ПОКУПКА ЮЗАНОЙ МАШИНЫ (TECHNICAL ISSUE)
Исходные данные:
Машина у дилера или "с рук".
Риск - минимальный (т.е. чтобы не подвела хотябы в течении полугода)
Время - ограниченно (нужно искать работу/работать/т.п.)
Вступление
1. Не так страшен черт - как его малюют.
2. Смотри прямо в глаза дилеру и делай умное лицо.
На стоянке
3. Внешний осмотр.
3.1 Двери!! Хорошо ли закрываются. Если где-то чего-то "повело" при ударе или при ремонте - двери это первый (иногда последний) индикатор (2 балла если ничего плохого нет)
3.2 Такая же беда с капотом (hood) и задней дверью/багажником (если присутствуют)
Особое внимание обращаем на зазоры и щели. (2 балл)
3.3 Отгибаем (смело и с горящим взором) одно из резиновых уплотнений на окне/капоте или где-нибудь еще. Смотрим на цвет краски. Краска должна совпадать по цвету. Это важно, так как покраска в штатах стоит копейки и качество соответствующее (это не относится к крутым "старым" машинам, которые покрашены обычно на совесть. Но их вам и не купить по приезду) (1 балл)
3.4 Качество стекол (0.5 баллов) Замена лобового - от 150 до 300 долларов.
Набрали 0 баллов - показываем интернациональный жест дилеру про эту машину - дальнейшее рассмотрение имеет мало смысла. Если 5 баллов есть идем дальше.
4. ПОДКАПОТЬЕ
4.1 Не открывая капот встаем на колени/ложимся на бок (предварительно подстелив газетку - чем убиваем дилера напрочь) и заглядываем под машину спереди.
Видим:
- черно и грязно и в масле (-5 баллов)
- серо и грязно но сухо (-1 балл)
- чисто и сияет (5 баллов)
4.2 Переводим взгляд, не вставая, на колеса изнутри.
Видим:
- рваные какие-то замасленые резинки (CV boot) (-3балла) это для передне-приводных. Для заднеприводных в принипе пофиг.
- грязно но не порвано (0 баллов)
- чисто и не порвано (3 балла)
4.3 Встаем и открываем капот.
- грязно и замаслено все и везде.
(Закрываем капот, показываем жест)
- чисто и вымыто но закрадваются смутные подозрения (будем тестдрайвить)
- не чисто и не грязно, видно что не мыли (начинамем смотреть внимательно)
4.3.1 ДОСТАЕМ ЩУП (блин, это думаю делает каждый покупающий)
- если не нашли щуп - то тяниту все что по внешену виду должно тянуться (колечки всякие и т.п.) Дилер потом все вернет на место.
ВНИМАТЕЛЬНО РАССМАТРИВАЕМ содержимое на кончике щупа.
- чего-то сверкает типа золотых/серебрянных блесток (жест и уходим)
- ничего не сверкает но гряяяязно аж жуть (фиг с ним будем драйвить)
- теперь берем содержимое и растираем между пальцев :
- чувствуем как будто стиральный порошок - фигово - будем драйвить)
- чувствуем как будто масло растительное (хорошо)
4.3.2 ОТКРУЧИВАЕМ крышку на головке (если есть и нашли). На ней обычно нарисованна масленка. Она либо откручивается как обычная пластмассовая гайка либо типа пробки поворачивается на пол-оборота. Видим под крышкой:
- дофига белого налета аж свисает (жест - уходим)
Это значит, что под клапанной крышкой есть вода. Делать ей там абсолютно нечего. Т.е. либо прокладка пробита либо одно из двух.
- белого налета мало (драйвить, батенька, драйвить). Если после тестдрайва налет ушел, значит просто скопился конденсат (понятно, что особенно это случается в зимнее время)
- нет нифига не какого налета, но грязно черным цветом. Можно корябнуть отверточкой или ножичком по нагару. Если нагар черный-черный и легко корябается - скорее всего проблема с кольцами. Нужны нам такие проблемы ??(см. исходные данные)
За движок оценки надо ставить после тестдрайва.
Самое главное под двигателем не должно накапано свежим маслом. Но это лучше проверять во время тестдрайва.
4.3.3 Смотрим вниз перед собой. Видим радиатор (иногда их два, один - конденсер для кондиционера).
- ржавый вокруг и везде. Скорее всего движок перегревали. Возможно не раз. Нужен нам такой движок?? (жест - уходим)
- looks good (тестдрайв)
4.3.4. Двигательная переферия.
Тут стоит обратить внимание на гидроусилитель руля. Обычно в него забывают
доливать масло. Масло ДОЛЖНО быть прозрачным.
Автоматическая коробка передач (ручная можно проверить во время тестдрайва). Достаем щуп. Масло должно пахнуть но не горелым. Цвет спелой вишни. Прозрачное. Если воняет горелым и совсем не прозрачно и грязного цвета, вполне возможно подгорели диски (жест-уходим)
5. ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ
5.1. Ключи обычно лежат в машине под козырьком. Берем ключ, предварительно спросив разрешения. Заводим (давить на педаль газа ни до ни во время запуска НЕ НУЖНО):
- завелся сразу и резко (excelent)
- завелся в течении первых 2-3 секунд (good)
- скрежещет и стартует неравномерно (проблемы с регулировкой двигателя/ плохой стартер)
- не заводится после нескольких попыток (не забываем после каждой неудачной попытки подождать 5-6 секунд) (думаю, жест и уходим, но можно попробовать и разобраться, т.к. если неисправность на поверхности можно получить БААААЛЬШУЮ скидку, а потом подремонтировать
5.2. Важно. Сразу после запуска движок ДОЛЖЕН сам поднять обороты до 1000-1500 (хорошо если машина с тахометром. Вот когда я покупал машину жене, там ни тахометра ни давления масла нифига не было. У нее есть две большие шкалы - спидометр и уровень бензола. И все! На моей машине жена умудрилась выездить бензин до критического уровня. Для машин с бензонасосом это очень важно, т.к. бензин есть охлаждающая жидкость для насоса (он погружной) И если насос был на сухе, он потом будет работать чуть потише боинга на взлете). Так я даже в принципе и не против был что у нее такой крутой датчик будет )
Если датчика нет слушаем ухом. Если есть датчик масла - смотрим на него как загипнотизированные. Давление должно быть высоким но не критическим. Постепенно по мере прогрева должно падать но не сильно. В итоге должно остаться где-то посредине.
5.3. Выходим из машины. Подходим к предварительно оставленному открытым капотом (все делаем степенно и неторопливо без лишней суеты. Капот оставили открытым значит так надо). Открываем маслозаливную крышку и видим:
- внутри все ходит и бродит и обильно поливается маслом (на некоторых моделях, особенно фордовских, это можно увидеть только посветив фонариком вовнутрь). Летают капельки масла, но наружу не выскакивают. (good)
- нифига не летает и стучит с частотой в два раза ниже, чем частота оборотов (подождем еще 15-20 секунд , если не прошло - жест и уходим)
- подносим ладонь к крышке и чувствуем:
- в ладонь бьет струя горячего воздуха. Скоро кому-то менять поршневую, но не нам (плохо - жест, уходим) На некоторых моделях, особенно спортивных, особо ощутимо. Люди гоняли похоже сильно и не по-делу.
- особо ничего не чувствуется (хорошо)
5.4. Пока мы ходили и слушали/смотрели (2-4 минуты)двигатель сбросил обороты до 700-800 (хорошо)
Иначе (плохо)
5.5. Во время всей процедуры под капотом НЕ ДОЛЖНО вонять: - бензином
- выхлопными газами
- антифризом
МОЖЕТ попахивать разогретым маслом/металлом/попкорном (если рядом кто-то ест ) Если не знаем как пахнет - можно все жидкости и газы понюхать предварительно - бензин - пробка бензобака
- выхлопные газы - выхлопная труба
- антифриз - пробка расширительного бачка (белый такой, полупрозрачный)
5.6. Подходим к выхлопной трубе. После прогрева (2-4 минуты) особых дымов быть не должно.
- так себе чахлый дымок, еле видно (excelent)
- белый дым, видно хорошо. Похож на дымовую завесу.
Если в течении первых пяти минут прогрева - выводы делать рано,
если уже на прогретом движке - плохо, причин может быть несколько, основные - неправильная регулировка/износ маслоорганизмов/т.д. (жест, уходим)
- черный дым, типа крейсер Аврора. Больше с этого агрегата ничего не взять. (жест, уходим)
- бежит водичка. В первые минуты прогрева - хорошо (но водичка должна быть прозрачной). Если продолжает бежать (тут некоторые советуют попробовать ее НА ВКУС, но я думаю это будет слишком для слабонервного дилера. Короче, если сладковатый привкус антифриза - жест, уходим. Но лучше не пробовать, а просто подождать) Многие модели снабжены катализатором, который преобразует вредный выхлоп в воду. Так что если вода прозрачная и появляется при перегазовке - это скорее всего катализатор.
5.7. Садимся обратно в машину и включаем все что можно включит (фары, кондишн, передачу) и пробуем покрутить рулем влево и вправо до отказа.
- двигатель не должен глохнуть
- ремни и пр. приборы не должны издавать странных звуков
5.8. Выключаем все и РЕЗКО нажимаем на педаль газа и тут же РЕЗКО опускаем ее.
- двигатель должен набрать обороты и сбросить их. Все что может застучать должно застучать.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Как сделать тестдрайв:
1.1. Если водили до приезда и есть местные права - Даете права дилеру, он записывает номер и в перед.
1.2. Если водили но местных прав нет. Даете "интернешнл" права (т.е. любые права из оттуда) и какой-либо местный документ. SSN, GC, ID и пр. дребедень.
1.3. Не водили и нет прав, но есть знакомые. Просите кого-нибудь помочь.
1.4. Не водили, нет прав, знакомых, не знаю английского и вообще не местный - просите дилера (самый хреновый вариант,но на безрыбье ...)
6. Тестдрайв или где наша не проподала.
В предыдущей части мы, с грехом пополам проверили :
- двигатель
- и немного ходовую
Заводим двигатель (в первой части мы его прогрели, а потом его нужно было заглушить. Иногда проблемы с запуском проявляются при прогретом двигателе, да и для теста нам нужен прогретый двигатель )
Тут стоит упомянуть, что хорошо бы, чтобы дилер с вами не поехал, а так же жена и все родственники с вашей и ее стороны должны отсутствовать.
Итак, расслабились и начинаем чувствовать. Чувствуем вибрацию. В смысле не космическую, а вибрацию машины. Так и должно быть, НО вибрация должна быть
- равномерной, может с небольшой периодичностью, для 4-циллиндров допускаются небольшие всплески типа встряска.
Включаем передачу, незабываем держать ногу на нажатой педали тормоза (тут я буду говорить про автокоробки, т.к.
- материал из серии для "не профессионалов",
- первую машину лучше брать с автоматом, IMHO,
- найти машину с ручной коробкой в штатах затруднительно.
Если машина с тахометров - видим как обороты двигателя упали до 700-800 и вибрация стала тише.
Если вибрирует больше или обороты остались на уровне 1000, или обороты "гуляют", или машина как бы стремиться уже ехать и вам приходится сильнее давить на педаль тормоза - можно глушить и выходить. Тест закончен. Проблемы с трансмиссией нам не нужны. Если тахометра нет, все вышеперечисленное делаем на слух и осязание.
Но вроде все работает и пора ехать. Внимательно смотрим по сторонами и трогаемся. Тут стоит упомянуть про время для тестдрайва.
Лучше всего это делать днем. Часов в 10-11 (утра). На двигатель и трансмиссию это не влияет. Влияет это на трафик. Лучше ехать по пустынной дороге. Также важно подготовить трассу для тестдрайва. В смысле найти хорошую дорогу с подъемом и спуском. А также с местом для парковки. Подъезжаем к подъему. Тормозим (предполагается, что сзади никого) Начинаем движение в горку. Во все время движения в горку равномерно давим на газ, без рывков. Двигатель набирает обороты. Работает ровно (пусть даже громковато, но ровно, ни чихов ни пыхов быть не должно). Стараемся почувствовать когда машина переключилась на вторую. Если не почувствовали, но слышите что обороны двигателя упали, значит переключилась и переключилась хорошо.
- если дернулась и вы лязгнули зубами - разворачиваемся (не на горке, т.к. это запрещено) и едем сдавать доходягу дилеру.
- если же машина старается переключиться на вторую, потом сразу бросает на первую и т.д. - немного добавьте газ. Если не прошло - везем обратно.
Но вот вы доехали до вершины. Можно развернуться и ехать назад. Под уклон просто бросьте газ. Опять же не должно быть чихов и пыхов. Если уклон не сильно крутой и не покрыт льдом можно переключить на пониженную передачу 3-ю или 2-ю в зависимости от типа коробки. Опять же не чихов не пыхов. Обороты увеличились и машина заметно притормозила.
Выехали на прямую. Смотрим на датчики (если до этого не смотрели). -
- Температура не должна быть на нижней отметке. Также не должна быть на верхней. Где-то 1\3 шкалы будет ОК.
- Давление масла (если есть) - где-то посредине или 1\3. Для машин с большим пробегом допускается даже 1\4 или даже 1\5. Главное не на нижней критической отметке.
- Амперметр. Ну тут все понятно. Чуть больше 12в - ОК
Теперь про звуки. Например хорошо бы найти ЖД переезд. Да и проехать по нему майлов едак 25-30 в час. Все что может зазвенеть или отвалиться должно отвалиться. Если не отвалилось, можно попробовать увеличить скорость на следующем заходе J. Таким вот образом мой друг нашел шуруп в двери у своей Мазды. Окна во время звукового теста лучше не открывать. Лучше слушать изнутри. А еще можно попросить жену (если все-таки взяли ее с собой и она всю дорогу молчала, чувствуя свою бесполезность) что бы она постояла снаружи (но не на путях) и послушала. Представляете картину - мужик носится по переезду, а жена ему руками знаки делает. А если еще тормознуть на первой рельсе - это вообще фан. Машина подпрыгнет так, что мало не покажется. Я однажды компанейский трак так раскачал. Прыгали с напарником в кабине аж до потолка. Ну да ладно, о чем это я. А да, о звуках.
- звуков не должно быть. В смысле легкое поскрипывание амортизаторов допускается. И это все. Если металл по металлу или какие-то глухие бух-бух это все обратно к дилеру.
Теперь время припарковаться. Паркуемся и не глушим двигатель.
Перед выходом из машины лучше открыть окно. Многие машины снабжены самым электрозамками самой различной конфигурации. Привыкнуть к кнопке вы еще не успели. И остаться снаружи с запертыми ключами это не фан. Короче обходим машину. Смотрим со стороны выхлопной трубы (не дымит ли родимая, ровный ли выхлоп). Именно в этот момент самое удобное время сделать РЕШЕНИЕ. Взвесить все за и против. Прикинуть, сколько можно выторговать.
Прикинуть возможные затраты на ремонт (может стекло с трещиной, или зеркало заднего вида лопнуло, или замок барахлит). Вам на этой машине ездить следующий год. Так что выбирай но осторожно.
Тут можно включить все ваши познания про стиль, цвет, салон - все что вы вычитали из интернета. Представить себя в машине, жену, детей (тещу если available). Определились? Тогда назад. Среднее время тестдрайва 30-40 минут. Я иногда еще бензолу добавляю на заправке. Баксов на 5 будет ОК. Типа если не беру, то просто оставить хорошее впечатление у дилера. Так, в принципе, в штатах везде. Жмотиться не принято. Экономить - да , жмотиться - нет. Ну это я опять отвлекся. Короче приехали (обычно дилер сам паркует машину на место, главное приехать назад до офиса. Ему не надо лишних хлопот с покорябанными авто)
Эпилог.
Еще раз подчеркну - этот материал для людей кто только что в стране. Я представлял себе такой пример - молодая (или не очень) семья. Один (два\три) ребенк(а). Денег в обрез. Время в обрез (т.к. денег в обрез). Покупка у дилера, т.к. времени нет. Ремонтной базы нет. Машина выбирается из серии дешевых подержанных "обыкновенных". Года от 1986 до 1995.
В определенной степени материал можно применять для других целей.
По вопросу КАКОЙ марки машину покупать это не ко мне. Т.к. на вкус и цвет…
В первые дни после покупки нужно:
- поменять - масло в двигателе (желательно также в трансмиссии)
- внимательно следить за всеми изменениями в поведении. Даже если на стекле висела страшная бумага что машина без гарантии - вы защищены законом и вернуть ее назад можно (если брали у дилера, обычно 10 дней - месяц). Исключение только машины помеченные "AS IS". Но такие обычно не продаются в дилерстве, а если продаются - бегите от этого дилерства подальше.