Когда-то в начале девяностых я попал в Портланд, что в штате Орегон. Мы посещали сборочную линию производителей которых представляла в Европе компания на которую я работал. Тогда я понял, что Портланд эта одна из столиц Штатов по высоким технологиям. Многие производители компьютерной техники расположились рядом. В городе Бобруйске (Beaverton). В тот первый визит в Портланд я был в качестве гида в туре с нашими клиентами. В мои обязанности входило держать их постоянно-сыто-пьяно и переводить технически. Многие в этой группе были высокими менеджерами поэтому и запросы по выпивке у них были соответствующие – дабл-трипл-ин-оне-глас – виски разумеется. Счета в ресторанах на десять человеко-рыл были соответствующими. Но не все из них были начальниками и это давало шанс увидеть окресности. Тогда в Портланде с тремя участниками группы мы заказали частный тур по окрестностям. Гидами была семейная пара пенсионеров живших в зажиточном райне Порталнда. Как выяснилось он был консультантом сталилитейных компаний по СССР. А может и просто шпионом. С ним мы проехали по Портланду. Река, чистый и приятный доунтаун для города с полумиллионом человек, ботаничесткие сады на склоне высокого холма. Уютный американский город без гетто, но с университетом. Вторым гидом была его жена. С ней мы поехали к океану. В какой-то момент мы въехали в лес. Таких огромных деревьев я нигде больше не видел. Их осталось мало, большинство вырубили в 19-начале 20 веков, но оставшиеся деревья...это трудно описать словами. Деревья эти звучат как кедр, но это похоже не на кедр, а на гигантскую тую. Тот же ствол, те же странные листья. На самом океане был не сезон, самый конец апреля, а то и май, не помню уже, и народу было мало. Места судя по названиям сплошь индейские. Мы решили выпить за угнетенных индейцев. Бар закрыт, мы в другой, напитков не дают, мы в третий. Кто-то сжалился и сказал, что это последний день уплаты налогов или что-то вроде того.
Ну пошли в сувенирный, раз океан рядом надо ракушек, только потом я понял, что ракушки были с другого океана, а тогда меня отвлекла беседа хозяйки с посетителем. Они говорили о налогах. Мол в Штатах налоги еще ничего, а вот в Канаде по самый нехотяйца. Я тогда мало чего понял. Ну да ладно, вернулись обратно, съездили на экскурсию на фабрику, а вечером перед отъездом далее по назначению надо было устроить сыто-пьяно по полной. Я спросил у гида пользуясь случаем, что есть из морских ресторанов. Он был пожилым человеком, который знал русских. Он сказал, что это МакКормик и Шмиф. Я так и сделал. Забранировал.
Жили мы где-то на окраине и надо было ехать на такси в этот ресторан в центре Портланда.
Прошу заказать такси на десять. Мне говорят, ну это либо два такси либо лимо. А минивенов в Портланде нет в такси в принципе. Пришло лимо. Вы когда нибудь ездили в лимо, а в десятером. Лимузин самое дурацкое средство общественного транспорта. Двое сидят на заднем, еще двое спиной вперед на переднем. Остальные шесть на боковушке. Когда машина трогается они заваливаются в одну сторону, когда тормозит в противоположную. Вторая особенность лимузинов это водители. Тупой еще тупее помните как начинался. Это не правда. Водители лимузинов – гориллы кому около сорока. Похожи на вышедших в тираж боксеров с отбитыми могзами. Ну что с них возьмешь, жалко. Нам достался самый боксеристый. Без мозгов. Он заблудился, а ГПС тогда не было. Рация ему не смогла объяснить, да и видимость уличных названий, как я теперь убедился хреновая. Водитель плутал на светофорах минут сорок. Бабамс в одну сторону, бабабмс в другую и так сорок минут как кегли. Что раззадороло и по прибытию дабл-триплы пошли с удвоенной частотой.
И даже не смотря на это у меня осталось впечатление, что именно в этот ресторан хочеться ходить пока можешь ходить. Не знаю что в нем такого. Обычный сифуд. Но картины, интерьер, музыка, фотографии по дороге в сортир тронули. Объехав всю Европу и часть Америки запоминаешь несколько ресторанов куда хочется вернуться. Их меньше десяти. Этот на первом месте.
Покинули заведение во втором часу ночи. Что совсем не норма для таких заведений. А в восемь утра уже в аэропорт. Потерял карточку в хмельном угаре, где-то в отеле после оплаты всех номеров. Пытался объяснить водителю шатла из отеля, что привез в аэропорт, но он был очередным боксером на пенсии, да и не мог он в голову взять, что у человека может быть только одна кредитка.
Летим, но карточка то корпоративная, на нее дом можно купить, надо анулировать. Передо мной в кресле телефон. Говорю тетеньке при исполнении, звонить хачу. Она говорит, легко, карточку прокатай. Мда. Тупичок. Нужна карточка. Если начну просить сам с перегаром, пошлют молча. Пришлось просить второго предствителя компании, официального переводчика с не знаю каким номером. Она его положила на плечо соседу и стала нашептывать. Через пятнадцать минут он сдался. С фразой, сейчас тока жену спрошу. Которая была на соседнем ряду, как выяснилось. Ну достал пятьдесят и карточку они дали.
Так и закончилась остановка в Портланде, мы сели в Сан-Франциско, где нас ждали наши европейские коллеги. С карточками.
Было это в первой половине девяностых. В конце я уже ушел в американскую контору которая послужила дорогой в Канаду в 2003.
С тех пор Портланд это мой Рио-де-Жанейро где все в белых штанах. Река, чистый город, гора со снегом весь год и океан в полутора часах езды. Плюс высокоинтелектуальная публика.
Долго ли коротко, а только стали мы канадцами. Это значит без визы, куда хотим и когда сможем.
И говорит мой кандский шеф, летите в Портланд. На учебу. Ага, я это оборудование второй год без учебы запускаю. Ну тем глубже будут вопросы. Главное, что это Портланд.
Летим вдвоем. Билеты через агента. После длинных выходных. Ну увидимся в Пирсоне, говорим друг другу в пятницу. Во вторник я в Пирсоне в восемь. Самолет в девять, посадка в восемь тридцать. Пройдя индусский контроль (говорят по блату их туда берут) иду на посадку. Второго нет. Ну думаю он в последний момент заскочет.
Публика разная. Но раз Ванкувер, то ясно дело китайцы. Сижу в ряду с китайской парой. Пожилые. Не говорят по-канадски. Ну стюардесса с ними на их. Ладно. Хорошо им здесь.
Стали показывать фильм. На середине контакт в сиденье сдох. Самолет боинг. Но это же Аир Канада. Поэтому все заезженное, начиная от крыльев и кончая сальными сиденьями с мусором. Пошел на задние ряды. Дослушивать. Прихожу после счастливого конца и хочу дослюнявить журнальчик про катера да яхты, что купил в аэропорту. Есть желание, но нет возможности вот и слюнявлю журнальчики про это. Шарю в кармане сиденья напротив, нет.
Достаю все, что там есть, нет. Ну думаю, даже не знаю, что и думать. Китайский дедушка подумал и достал мой журнал из карманчика сиденья напротив его. Мда, я давно понял, что у китайцев свои понятия о чужем и своем и о личном пространстве. У них некоторые из этих понятий отсутствуют. Если на рыбалке вы один, но рядом появляются китайцы, будьте уверены через пару минут они будут стоять плечом к плечу с вами и будут кидать в ваш поплавок. Ну спросил я его на канадском, присмотрел ли он чего. Не ответил. А мне его стало жалко. Если бы он говорил на канадском я бы ему журнал подарил. А так не стал. Не совок же это где значками мыча на своем менялись.
Прилетаю в Ванкувер, вышел из патрубка, а коллеги нет. Мысли черные над городом кружатся...Звоню. Автоответчик. Мысли черные мне в голову ложатся.
И чуствую при этом себя хреново. Встал рано, летел долго, голова кружится. Побрел в сторону Штатов. Иди надо было долго. Ванкувер готовится к 2010. Аэропорт расширяют, поэтому все в обход. Дошел до международного. Направо пойдешь в Штаты попадешь, налево пойдешь в Азию (ну и Европу немножечко) Надписи на английском и отдельный дубль на иероглифах. Это в Канаде, где английский и французкий. Вот такая нака.
Не пошел я сразу в Штаты. Мешочник я опытный и чутье подсказало, что в другой стороне рестораны жирнее. Так и вышло. Нашел. Сел. Заказал. Звонок. Ты где, говорит. Я то в Ванкувере, а ты где. А я в Штатах, но в Ванкувере. В баре. Вообщем пообедали порозень.
Его рейс был на полчаса позже моего. Кто мог подумать. Платили и бронировали на двоих.
Пошел и я после обеда в Штаты. Почти первый раз в Штаты без визы. С паспортом неопределенного цвета. Но с моей фотографией. Как выяснилось без подписи. Ну я ее перед офицером, который заметил и поставил. Иду на шмон. Американцы это не пирсоностан, хотя и там строго бывает. Рост выше среднего, рожа красная и с бородой– пожалуйте на шмон. Ну посчупали, погладили, посмотрели, так нету же ничего. Цепи оставили еше до приезда в Канаду. Зачем свободному человеку лишнее. Ну, вобщем, встетились в баре. Еше по одной. А потом он и говорит, а летим-то даш-8. Может и потрясет, говорит. А я уже на первой сижу. А если тряска.
Идем не посадку. Не через кишку, а полем. Нехороший знак.
Гляжу. Стоит. С винтами. Но не кукурузник. Отлегло.
Сели. Гляжу в окно. Винт.
Есть что приятное в таких самолетах. Ну может потому, что их делают в Торонто. Хотя в самом Торонто мне не так уж много чего приятного.
Взлетает и садится такой самолет легко и быстро. Час лету и мы в Портланде, по дороге за бортом показывали берег океана в островах. И на них люди живут.
В аэропорту было пусто и прокат машин был рядом. Взяли Камри с ГПС. В прокате работали здоровые белые парни. Говороли без американского акцента. Ну набрали координаты отеля и через двадцать минут были там. Отель был рядом с другими отелями, а они рядом с тем почему Портланд с Бивертоном называют Силикон Форест. Там сплошные офисы высокотехнологических корпораций. У Интела офиса три в этом месте. Все офисы малоэтажные и окружены высоченным лесом и искусственными прудами с речками. Утки были настоящие. Наверное. В отеле на главном этаже пестрел оутсорсинг. Мне их даже жалко стало. Глядели они на проходивших как-то сиротливо и кожа у них была пепельно-баклажановая, мерзли.
Комната была большой и хорошей с холодильником, СВЧ и плоским телевизором на мраморном контертопе.
Интернет был даром. То есть он был объявлен, но не работал. Поэтому в ящике стола я впервые увидел кабель. Разъем на стене не работал и воздушный интернет был дохлым.
Попытки просьбы починить ни к чему не привели. Только к появлению второго кабеля.
Завтрак был за червонец. Сносный. Причем одно утро – бесплатно. В последий день понял, что воняло затхлой тряпкой.
Подушка. Одна из четырех. Вообщем обычный отель нынешних времен. 180 долларов за ночь. Интересно в Мотеле 8 когда они были восемь долларов за ночь, наверное, все было без затей.
Ну офис мы не нашли и легли спать. Утром нашли с третьего захода. Никаких указателей там нет, и дороги не как везде, а въются. Состоялась встреча с теми кого знал и кого не знал.
В четыре закончили в пять поехали в Портланд. Мой коллега говорит, едем в ресторан который в журнале Аир Канада расписали как с-пупер. Почему-то мне подумалось, что Аир Канада лучше не доверять в любых вопросах и особенно в тех к которым они не имеют никакого отношения. Но вежливость взяла свое. Набрали координаты – едем. Проехали по эстакаде увидели город и реку. Спустились вниз и слегка плутанули. Но ГПС нас ведет. И завел он нас в слам-дистрикт. Старые здания с заколоченными окнами и бомжуха спитая.
Вот как раз в минуте от такого мы этот ресторан приехали. Коллега все понял и говорит, какой там у тебя ресторан говоришь. МакКормик и Смифс. Конечно. Ну едем. А ресторан это в доунтауне. А доунтаун в Портланде как выяснилось весь чистый и опрятный и ходить по нему приятный. Что и сделали перед едой в течение час с лишним. Это не Торонто и не Калгари..
Никто не лезет за мелочью, наркотов нет, бомжей нет, азиатских ресторанов нет как класса.
Ни буфетов, ни суши. Есть, но не в таких колличествах, когда не понимаешь зачем их столько.
Порадовало следующее в этой связи. Идем, надпись, “новая индия” переехала на два квартала.
На их месте ничего. Через два квартала увидел первых индусов, на парковке. Двух. Одеты прилично, а не как торонтуевско-брамптоновские клоуны. Рядом с ними был обнаружен объект “новая индия”. Это был шалман. Трейлер на колесах. Грязный и обшарпаный.
Вернулись обратно. Оказалось, что это МакКормик и Шмикс. Дцать лет назад я это не понял.
В ресторане ничего не изменилось. Класс он и есть класс. Наша официантка была и Лас-Вегаса. Без лишнего халдейства, с ошибками, но индивидуальной приятностью.
За что и было приятно дать чаевых не по положенности, а потому-что хотелось отблагодарить.
Второй день прошел одинаково с первым. Добавить только можно то, что в Орегоне нет налогов с продаж, и если у штата в конце года в бюджете плюс, то его раздают гражданам штата. Где-то 400-500 долларов. Которые на следующий год облагаются налогом на доход граждан. Ну побывали в пабе с собстевенно пивоварней. Пиво у них странное. Как-то уж очень они его горечат. В четыре часа нас выгнали с офиса. Со словами айда завтра в семь в гольф гонять. Мы сказали, что в гольф не ходим. Вечером съездили в тот же район Портланда.
Утром встали, поели, до самолета пару часов. Рванули посмотреть на водопад. Который чего-то там по высоте в мире. Ехали вдоль реки. Водопад рядом с рекой и шоссе. Парковка бесплатная, посещение тоже. Это не Канада. Мой напарник завелся и мы почесали на верх. Идем на верх полчаса, время тоже идет. Вообщем наверх дошли за час, обратно бежали. За пятнадцать минут. В аэропорт неслись. К стойке подошли за пару минут до закрытия. Нам сказали, что редиски мы, но посадочные дали. Сели по расписанию, долетели до Ванкувера.
Показывали тоже самое Острова у океана и реку большую. На подлете разглядел маленький доунтаун Ванкувера.
Проходим паспортный. Меня допрашивают с пристрастием. Новый паспорт, рожа красная с бородой, говорю с непонятного происхождения акцентом. Офицера напрягло, что я не помнил названия отеля где мы жили в Штатах. Не мог он принять за нормальное, то, что я был не уверен, что правильно его помню. Ну да ладно. Пустил обратно в Канаду.
Сели, поели. Что характерно для аэропорта в Ванкувере, помимо иероглифов. Туалеты тоже заточены под Восток. Но странно. В одном писуары на уровне колена, в другом раковины ниже пояса. Ну да ладно. Это же Ванкувер.
Пошли на посадку. По самолету бегали филипино в одеждах волнистых попугайчиков. Искали свое место. Сомнений быть не могло. Этот самолет летит в Торонто.
